Виды диссидентских движений в СССР. Понятие диссидентства
Страница 1

История » Диссидентство в СССР » Виды диссидентских движений в СССР. Понятие диссидентства

Согласно современному определению диссиденты - (от лат . dissidens - несогласный), 1) в странах, где государственной религией является католицизм или протестантизм, верующие-христиане, не придерживающиеся господствующего вероисповедания. В переносном смысле - инакомыслящие. 2) Название участников движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах с кон. 1950-х гг. Диссиденты в разных формах выступают за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники), против преследования инакомыслия, протестовали против ввода советских войск в Чехословакию (1968) и Афганистан (1979). Диссиденты подвергались репрессиям со стороны властей, многие были осуждены по сфабрикованным обвинениям в шпионаже, государственной измене и т. п., принудительно помещены в психиатрические лечебницы ("карательная психиатрия"), высланы или вынуждены эмигрировать (В. И. Буковский, П. Г. Григоренко , А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын и др.) [3,с.45].

Людмила Алексеева в своей «Истории инокомыслия в СССР» разделяет движения «инокомыслящих» на: национальные, религиозные и гражданские. Начиная описание с национальных движений, она заявляет в предисловии : «Я начала с национальных движений не только потому, что они — наиболее широкие и наиболее традиционные, но и потому, что возникли они раньше большинства религиозных и намного раньше гражданских»[1,с.4]. Ей выделены: Украинское национальное движение, Литовское национально-религиозное движение, Эстонское национально - демократическое движение, Латвийское, Армянское, Грузинское национальное движение, Крымско-татарское движение за возвращение в Крым, движение месхов за выезд на родину, Еврейское движение за выезд в Израиль, движение советских немцев за выезд в ФРГ, Русское национальное движение. Так начало оппозиционных настроений в Украине, по мнению Алексеевой, связано с проводимой советской властью коллективизацией. Она указывает, что Начиная с 30-х годов, на Украине ведется последовательная политика русификации ,направленная на вытеснение украинского языка русским во всех областях общественной жизни ,и увеличение доли русского населения в городах и промышленных центрах. Национальные движения преимущественно были сосредоточены в западной части Украины, а демократические - в восточной. Данный историографический источник требует критического отношения.

Вся интерпретация исторических фактов у Алексеевой направлена на дискредитацию советской власти и деятельности КГБ. Неудивительно ведь по признанию самого автора - работа была написана по гранту Госдепартамента США как «справочное» пособие. Тем не менее в книге перечислены реально существовавшие движения, поэтому она представляет ценность для исследования. Другим слабым местом этого автора является то, что под диссидентами понимается лишь одна из его форм - правозащитное движение. По мнению Вдовина А.И. : «Такой подход в сущности, не позволяет ни выявить специфику этого феномена ,ни определить хронологические рамки диссидентского движения»[4,с.202]. А.А.Данилов рассматривая феномен диссидентства выделяет следующие периоды движения:

1)1965-1972гг.-от дела А.Синявского и Ю.Даниэля до начала целенаправленной борьбы с движением КГБ;

2)1973-1974гг. характеризуются автором как период кризиса движения;

3)1974-1975гг. автор называет этапом «широкого международного признания»;

4)1976-1981гг - хельсинский период[12,с.296].

В данной периодизации также смешиваются «правозащитное» и диссидентское движение.

Представляет интерес монография доктора исторических наук Александра Владленовича Шубина «Диссиденты, неформалы и свобода в СССР» (Вече,2008). Серьезным шагом вперед по сравнению со многими другими исследованиями проблемы стала попытка рассмотреть явление шире границ собственно диссидентских кругов, но в связи с общественно-политической активностью в различных ее проявлениях. Вопреки преобладающим в историографии истории СССР 1945–1984 годов мнениям, А.В. Шубин исходит из того, что Советский Союз после сталинской эпохи уже не представлял собой такое тоталитарное государство, которое осуществляет всеохватывающий идеологический контроль над жизнью широких слоев населения. Политический строй Советского Союза этого периода характеризуется А.В. Шубиным как авторитарный режим при концентрации власти в руках представителей бюрократической элиты. По мнению автора, этот режим уже не осуществлял полномасштабного идеологического контроля над духовной жизнью граждан, проявляющейся в творчестве, и допускал определенный уровень политической и культурной свободы в рамках действий, не ведущих к разрушению стабильного функционирования политической системы, но главное – не разрушающих авторитет правящей элиты на международной арене. А.В.Шубин выделяет такие группы диссидентов как : демократические социалисты, марксисты-ленинцы, анархисты, либеральные демократы-западники, русские консерваторы - националисты, сталинисты.

Отличительными особенностями зарождения диссидентского движения в СССР в 50-е годы является подпольная (скрываемая от властей) деятельность и использование такой возможности для мобилизации сторонников и пропаганды оппозиционных идей и программ, как «тамиздат» и «самиздат».[4,с.203]

Страницы: 1 2