Заключение

Абсолютизм (от лат. absolutus – «неограниченный», «безусловный»), или абсолютная монархия, как тип государства, в котором власть безраздельно принадлежит государю, существовал в России с конца XVII столетия до февраля 1917 г.

Периоды абсолютизма пережили многие европейские страны в XVI–XVII вв., переходя в своём развитии от средневекового государства, в котором верховная власть принадлежала монарху, а всякое сословие имело закреплённые законом особые привилегии и обязанности, к буржуазному обществу, где права и обязанности всех граждан равны перед лицом закона. В России синонимами слова «абсолютизм» служили понятия «самодержавие», «самодержавство», «самодержавная монархия». Выдающийся теоретик русского монархизма Иван Солоневич писал: «Монархия есть единоличная власть, подчинённая традициям страны, её вере и её интересам, иначе говоря, власть одного лица». Более трёх веков складывались основные черты российского абсолютизма: самим самодержцем, от его имени или по его поручению издавались законы, творился суд, пополнялась и расходовалась государственная казна. В стране устанавливалась единая налоговая система. Монарх опирался на обширный административный аппарат, состоявший из профессиональных чиновников; подобный аппарат появился в России в середине XVI в. Другими чертами самодержавия стали подчинение Церкви государству; полное закабаление крестьянства; наличие постоянной армии и полиции; регламентация (установление обязательных для выполнения правил) всей жизни общества и государства.

Выводы
Таким образом, можно сделать вывод, что утвердившееся в научной и учебной литературе определение Российского государства второй половины XVI века как сословно-предствительной монархии, весьма условно. Во-первых, в России к этому времени еще не сформировались сословия. Во-вторых, земские собрания были ни чем иным, как “информационными и ...

Раннефеодальная монархия в Древней Руси
Вопрос о природе социального строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В.И. Горемыкина), другие определяют это общество как переходное идоклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но пре ...

Превращение концепции в идеологическую доктрину Московского государства
Во второй половине XV века вся Русская земля составила две большие государственные группы земель – восточную под управлением Московских самодержцев и западную под властью литовско-польского правительства. Русская Церковь тоже разделилась на две митрополии – Московскую и Киевскую. Политическое торжество Москвы совпадает по времени с перв ...