Положение католических священников

История » Поляки на Енисее » Положение католических священников

Трагичным было положение католических священников, которым за участие в мятежах или сочувствие инкриминировали политическое преступление, лишили прав собственности и сана, сослали пожизненно в Сибирь под гласный надзор полиции на положение "граждан-мертвецов", "граждан несуществующих". По данным исследования Яна Зюлека "в Сибирь в 1863 году сослано 344 (или 324) ксендза и монаха.

Произвол властей над ссыльными ксендзами достиг предела после восстания поляков на строительстве кругобайкальской железной дороги. О восстании журнал "Колокол[11]" сообщил: "По определению военно-полевого суда в Иркутске по делу возмущения поляков в Восточной Сибири к смертной казни приговорены: Арцымович (Квятковский), Шарамович, Целинский, Илляшевич, Вронский, Реймер, Катков и 19 человек по жребию из 10 человек из II и III категории преступников казнено 26 человек. 194 приговорены к наказанию плетьми по 100 ударов и к ссылке в рудники без срока. 92 человека обвинены в сообществе с мятежниками и приговорены к наказанию по ст. 799 и 890 устава "о ссыльных". 133 человека оставлены в подозрении, 260 совершенно освобождены , 4 преданы обыкновенному суду.

За политическую агитацию и религиозную деятельность среди ссыльных ксендзов поселили в д. Тунка Иркутской губернии. Надзор за поселением ксендзов в д. Тунка осуществляли 150 казаков. Запрещалось вновь совершать мессы, переписываться без цензуры, отлучаться с места поселения, не надеяться на амнистию. Даже по амнистии 1905 г. ксендзов не пустили в Польшу. Их перевели в приходы центра России.

Но царское правительство понимало, что без костелов для ссыльных католиков – бесплатной рабочей силы – не обойтись.

Ксендзы были под постоянными надзором полиции и местных властей, и, все-таки, положение их было лучше, чем положение священников, лишенных права пасторской деятельности, ксендзов - политических ссыльных в Сибирь 60-х годов XIX века. Но не настолько лучшим, чтобы не чувствовать себя священниками в "тюрьме под открытым небом". К 1888 году губернские власти Иркутска и Красноярска предписывали своим римско-католическим приходам составлять списки и подавать периодически сведения о прибытии лиц католического вероисповедания. Фактически ксендзам предлагались полицейские функции.

Главное в службе ксендзов – работа с паствой и они многое сделали для противодействия ассимиляции[12].

Характеристика работ А.И.Маркевича посвященные археологическому и историческому прошлому Тавриды. Анализ работы А.И.Маркевича "Памятники древности Крыма, их изучение и судьбы"
Огромное значение для истории и краеведения Крыма имеет работа А.И. Маркевича "Судьбы памятников древности в Тавриде". Структурно данная работа А.И. Маркевича состоит из трех разделов, которые рассматривают степени сохранности древних сооружений Крыма в различные исторические периоды. В данной работе А.И. Маркевича дается хара ...

Декабристы
Зарождение движения дворянских революционеров обусловливалось как внутренними процессами, происходившими в России, так и международными событиями первой четверти XIX в. Причины и характер движения. Главная причина — понимание лучшими представителями дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьб ...

Состав шведских войск участвовавших в интервенции против России
После поражения под Клушином у Якоба Делагарди осталось мало войск, а после отсоединения мятежников их у него осталось буквально несколько сот воинов. Начав интервенцию против России, Якоб затребовал помощь от короля Швеции. Было прислано несколько тысяч воинов. В лагере Делагарди произошёл ещё один мятеж, в результате которого от его в ...