Положение католических священников

История » Поляки на Енисее » Положение католических священников

Трагичным было положение католических священников, которым за участие в мятежах или сочувствие инкриминировали политическое преступление, лишили прав собственности и сана, сослали пожизненно в Сибирь под гласный надзор полиции на положение "граждан-мертвецов", "граждан несуществующих". По данным исследования Яна Зюлека "в Сибирь в 1863 году сослано 344 (или 324) ксендза и монаха.

Произвол властей над ссыльными ксендзами достиг предела после восстания поляков на строительстве кругобайкальской железной дороги. О восстании журнал "Колокол[11]" сообщил: "По определению военно-полевого суда в Иркутске по делу возмущения поляков в Восточной Сибири к смертной казни приговорены: Арцымович (Квятковский), Шарамович, Целинский, Илляшевич, Вронский, Реймер, Катков и 19 человек по жребию из 10 человек из II и III категории преступников казнено 26 человек. 194 приговорены к наказанию плетьми по 100 ударов и к ссылке в рудники без срока. 92 человека обвинены в сообществе с мятежниками и приговорены к наказанию по ст. 799 и 890 устава "о ссыльных". 133 человека оставлены в подозрении, 260 совершенно освобождены , 4 преданы обыкновенному суду.

За политическую агитацию и религиозную деятельность среди ссыльных ксендзов поселили в д. Тунка Иркутской губернии. Надзор за поселением ксендзов в д. Тунка осуществляли 150 казаков. Запрещалось вновь совершать мессы, переписываться без цензуры, отлучаться с места поселения, не надеяться на амнистию. Даже по амнистии 1905 г. ксендзов не пустили в Польшу. Их перевели в приходы центра России.

Но царское правительство понимало, что без костелов для ссыльных католиков – бесплатной рабочей силы – не обойтись.

Ксендзы были под постоянными надзором полиции и местных властей, и, все-таки, положение их было лучше, чем положение священников, лишенных права пасторской деятельности, ксендзов - политических ссыльных в Сибирь 60-х годов XIX века. Но не настолько лучшим, чтобы не чувствовать себя священниками в "тюрьме под открытым небом". К 1888 году губернские власти Иркутска и Красноярска предписывали своим римско-католическим приходам составлять списки и подавать периодически сведения о прибытии лиц католического вероисповедания. Фактически ксендзам предлагались полицейские функции.

Главное в службе ксендзов – работа с паствой и они многое сделали для противодействия ассимиляции[12].

Анализ и характеристика научной статьи А.И.Маркевича "Краткий исторический очерк возникновения Таврического университета"
Арсений Иванович Маркевич заботился о культурном поднятии Таврической губернии. Это проявилось в его стремлении образовать в городе Симферополе высшее учебное заведение. В революционные смутные годы его идеи стали реальностью. В 1918 г. был основан Таврический университет - филиал Киевского университета Св. Владимира.[4] Как сообщает А ...

Братские школы
Школы этого типа стали возникать с конца 16 – первой половине 17 в. Они становятся с этого времени наиболее распространенным типом учебных заведений Беларуси. Они выступают против усиления влияния католицизма, которому противопоставляли традиции народной культуры в форме православия. Первая Виленская братская школа возникает в 1584 г. ...

Образование Тройственного Согласия
РОССИЯ И БАЛКАНСКИЕ КРИЗИСЫ Ослабление России в результате русско-японской войны и необходимость внутренней стабилизации заставили русских дипломатов избе334 гать внешних осложнений, вести осторожную политику. Она была направлена на укрепление международного положения страны и противодействие агрессии центрально-европейских государств н ...