Сравнение двух императоров между собой. Наполеон полководец

История » Наполеон Бонапарт и Александр I » Сравнение двух императоров между собой. Наполеон полководец

Наполеон был непревзойденным полководцем-импровизатором. Свой основной военный тезис: «добиваться решающего перевеса в самом нужном месте» он выполнял во всех сражениях с начала своей военной карьеры. Иррациональность, спонтанность и исключительные способности к структурной, целостной пространственной оценке ситуации Наполеон направлял на кратковременные операции. Исключительную силу воздействия на армию и преимущество духа уверенности всегда можно было противопоставить превосходящему количеству войск неприятеля. В сражениях он использовал скрытный и внезапный удар атакующими силами в том месте и в то время, где и когда противник его не ждал. Как уловить нужный момент и как определить нужное место атаки, когда гремят пушки, в их нестройный грохот, вливаются залпы ружей, отовсюду слышны предсмертные и воинственные крики? Факторы гениальности проявляют себя именно в этой действительности. В долговременной войне, какую ему пришлось вести в России, Наполеон не смог реализовать свою военную одаренность и проиграл войну, фактически, не проиграв конкретных сражений. На Березине, используя молниеносность и структурное видение ситуации, Наполеон, обманув Чичагова, ушел из абсолютно безвыходного положения. Как и Александр Македонский, Наполеон вселял непоколебимую уверенность в победе своим войскам. Эта уверенность передавалась от маршала к маршалу, от гусара к гусару, от капрала к капралу, от солдата к солдату – все были охвачены единым порывом битвы. Вся атакующая армия Наполеона действовала единым согласованным человеческим механизмом уничтожения силы противника. Наполеон был жесток, той жестокостью любого полководца, когда в жертву поставленной цели приносятся огромные человеческие жертвы. Воодушевленные магией полководца, они шли сомкнутыми рядами под непрерывным обстрелом врага, картечь и пули выкашивали целые ряды, но, презирая смерть, они вновь шли вперед.

У гениального полководца образы-структуры сражений и походов находятся в периодическом напряжении, потому что они направлены на дальнейшее развитие и только ждут для этого подходящего момента. Это аналогично тем же процессам в сознании, которые характерны для гениев. Смысловые структуры, запечатленные в мозгу, испытывают психическое напряжение. В них появляются пробелы и деформации, связанные с неопределенностью. Но у гениальных полководцев во время сражения возбуждение всей нервной системы исключительно сильно, сила воздействия этого психического очага велика и велико воздействие самой личности. Эта психическая энергия, этот поток уверенности в победе завораживает и гипнотизирует армию. На протяжении всей военной карьеры в сознании Наполеона как полководца формировался особый психический фильтр. Действие этого фильтра подавляет один образ сражения вместе с его страхами и жаждой разрушения и усиливает другой. Благодаря этому психическому фильтру весь военный опыт запечатлевается в памяти. Охватывая область сражения единым взглядом, полководец вдохновлялся будущими ощущениями. В этих будущих ощущениях с озарениями, всплесками эмоций и вдохновения он видел свою цель.

Батый
Отойдем в начало татарского завоевания Руси. Отметим, что русские летописцы до 1223 года (Битва на Калке) не знали Татар: в Ипатьевской летописи за 6732 год от сотворения мира (1224 с возможной поправкой в 1 год см. [1]) написано: «Пришла неслыханная рать: безбожные Моавитяне, называемые Татарове, пришли на землю Половецькую.» Для дал ...

Научные эксперименты и первые модели
Все труды по истории авиации, написанные во второй половине прошлого и начале нынешнего века, скрывали или искажали подлинный смысл и значение работ Можайского. Между тем архивные документы и высказывания современников Можайского с полной убедительностью доказывают, что путь его научного исследования от начала до конца был правильным, ...

Реформа сословного устройства русского общества
Петр 1 ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр1. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию ...