Происхождение этрусков
Страница 1

Этрусский период в истории Италии начинается приблизительно в VIII в. до н. э. Этруски были наиболее культурным, наряду с греками, народом Италии в I тыс. до н.э. На фоне лигуров, италиков, иллирийцев, живших в условиях первобытно-общинного строя, этруски выделялись тем, что у них возникли классовое общество и государственная организация. Этруски заселили три области – современную Тоскану – между правобережьем Тибра и Арно, севернее её – Паданский регион, южнее – Кампанию. Ландшафт региона естественно разделялся на две части: холмистое плато с древней вулканической активностью, граничащее на юге с широкой прибрежной болотистой равниной, известной как Маремма, и область горных городов и широких долин, доминирующая на юге.

Этрусская проблема возникла ещё в античные времена. Она имеет два основных аспекта: проблема происхождения этрусков и проблема их языка. В древности существовал только один аспект, так как этрусский язык был тогда ещё живым. Для нас второй аспект обещает быть ключом к первому, то есть выяснение генетической принадлежности языка и понимание надписей на нём, вероятно, прольёт свет на историю этого народа, оказавшего большое влияние на формирование италийской цивилизации.

До настоящего времени исследователи защищают три различные теории по вопросу о происхождении этрусков, восходящие в конечном счёте к тем мнениям, которые высказаны были ещё античными авторами. Наиболее распространённой следует считать теорию восточного происхождения этрусков. Сторонники её полагают, что этруски морским путём прибыли в Италию и обосновались на берегу Тирренского моря. Вторая теория утверждает, что этруски пришли в Италию из-за Альп. По третьей же теории, этруски были основными жителями Италии — автохтонами.

По вопросу о происхождении этрусков не существовало единого мнения и в древности. Геродот рассказывает, что они пришли из Малой Азии, из Лидии, ещё ХIII в до н. э. В согласии с Геродотом решали этот вопрос Страбон, Плиний Старший и Тацит. Греческий писатель Гелланик из Митилены считал, что этруски — это пеласги, пришедшие из Греции и высадившиеся прежде всего в устье реки По. Дионисий Галикарнасский считал этрусков исконными жителями Италии, автохтонами, потому что, говорил он, ни в древности, ни в настоящее время ни у одного народа не было и нет языка и обычаев, похожих на этрусские.

В конце Средневековья взгляд Геродота на восточное происхождение этрусков одним из первых развил Демпстер (1579-1625 гг.), которого можно считать родоначальником этрускологии. Его поддерживали и этрускологи ХVIII в. В ХIХ эта теория нашла защиту и у ориенталистов. В подтверждение мнения Геродота приводилось известие о нападении морских народов на Египет. В числе нападавших упоминается народ турша. Руже и Масперо отождествляли турша с турсенами, или тусками, т. е. этрусками. Эту теорию поддерживали и археологи. Одним из убеждённых её сторонников был крупнейший русский учёный В. И. Модестов, труд которого «Введение в римскую историю» получил широкую известность. В обоснование теории малоазиатского происхождения этрусков ссылаются на хеттские документы, а также на стелу, найденную на острове Лемносе; на ней изображён воин и имеются две надписи, написанные греческими буквами, но на этрусском или близком к нему языке. Сторонниками данной теории выступали исследователи Омо, Пиганьоль и Дукати.

Страницы: 1 2

Общерусская церковная реформа Ивана Грозного
В православии церковь понималась как духовная опора сильной централизованной авторитарной власти государства. Светская же власть императора, царя или князя рассматривалась церковью как земное воплощение основополагающих религиозных идей; православная христианская церковь, прочно опираясь на религиозные традиции раннего христианства, реш ...

Социально-экономическое развитие в XVII веке. Россия после смуты
Преодоление «великого московского разорения», восстановительный процесс после смуты занял примерно три десятилетия и завершился к середине столетия. Генеральная линия русской истории проходила по пути дальнейшего укрепления крепостнических порядков и сословного строя. Территория и население. Территория России в XVII в. по сравнению с X ...

Николай Михайлович Карамзин как историк и его методы исследования прошлого
Николай Михайлович Карамзин – выдающийся властитель умов России конца XVII начала XIX вв. Велика роль Н.М.Карамзина в русской культуре и сделанного им на благо Родины хватило бы не на одну жизнь. Он воплотил многие лучшие черты своего века, представ перед современниками, как первоклассный мастер литературы (поэт, критик, драматург, пере ...