Заключение

История » Сословия » Заключение

Изучив теоретический материал по теме – можно с уверенностью сказать, что сословный строй России, разделивший общество на четыре сословия, сформировался в конце XVIII -начале XIX вв. со значительным отставанием от Запада. Отличительной чертой сословного строя России стало то, что каждое сословие выполняло свое назначение и функцию.

Окончательное формирование сословий в России произошло во время царствования Екатерины II. Именно Екатерина определила значение, права и обязанности разных сословий. Программными документами стали Жалованные грамоты дворянству и городам. Сложилось четыре сословия: дворянство, мещане, крестьянство и духовенство.

Дворянство сложилось из разных разрядов служилых людей (бояр, окольничих, дьяков, подьячих, детей боярских и пр.) и превратилось в течение века из служилого сословия в правящее, привилегированное.

Мещане (население городов) состояли из 6 разрядов: «настоящие городские обыватели», владельцы недвижимости в черте города; записанные в гильдии; состоявшие в цехах ремесленники; иностранные и иногородние купцы; именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее 50 тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, ученые, художники, музыканты); прочее посадское население

В XVIII в. оформилось несколько категорий крестьянства: государственные (бывшие черносошные и народы, платившие ясак, однодворцы), помещичьи (все прежние категории зависимых людей (крепостных, холопов), принадлежавших фабрикам и заводам), удельные (на землях царского удела).

Духовенство состояло из двух частей: белого, приходского (от рукоположения) и черного, монашеского (от пострижения). Только первая составляла собственно сословие, ибо вторая часть не имела наследников (монашество давало обет безбрачия).

[1] Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2005. – с.62-63

[2] Исаев В.И. История государства и права России. – М: Юрист, 1998- с.101

[3] Титов Ю.П. История государства и права России. – М., 2001- с.73

[4] Яцунский В.К. Социально-экономическая система России XVIII - XIX вв. М., 1973.-с.203

[5] Сословный строй и хозяйство России в первой половине XIX в. Сборник документов и материалов. (Состав. Г.В.Можаевой). Томск, 1999.-с. 116

[6] Рогов В.А. История государства и права России IX – начала XX вв. – М., 2005.- с. 69

[7] Ефремова Н.Н. Судоустройство в России в XVIII – первой половине XIХ вв.: Историко-правовой анализ. – М., 2004- с.93

[8] Рогов В.А. История государства и права России IX – начала XX вв. – М., 2005.- с. 72-73

[9] Титов Ю.П. История государства и права России. – М., 2001-с.75

[10] Рогов В.А. История государства и права России IX – начала XX вв. – М., 2005.-с.75

[11] Титов Ю.П. История государства и права России. – М., 2001.-с.78

[12] Сословный строй и хозяйство России в первой половине XIX в. Сборник документов и материалов. (Состав. Г.В.Можаевой). Томск, 1999- с.118

[13] Семевский В.И. Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX в. СПб., 1888- с.45

[14] Индова Е.И. Крепостное хозяйство в начале XIX в. М., 1955-с.98

[15] Семевский В.И. Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX в. СПб., 1888-с.46-47

[16] Рогов В.А. История государства и права России IX – начала XX вв. – М., 2005.-с.81

[17] Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2005. – с. 65

[18] Владимирский - Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону, 2001-с.201

Христианство на Руси в 882-912 гг.
В 882 году, согласно «Повести временных лет», в Киевской земле произошел переворот. Киев был захвачен новгородским князем Олегом, который, уничтожив правивших там князей – Аскольда и Дира, сам вместе с Игорем вокняжился в городе. Позиция Олега по отношению к христианству и к киевским христианам была по-разному расценена историками. В.И ...

Характеристика групп населения Древней Руси
Свободное население Руси обычно именовалось «люди », Основную его массу составляли крестьяне. В сельской местности традиционная большая семья-община (задруга) постепенно сменилась более мелкими семьями и индивидуальными собственниками земли. Смерды - это крестьяне-общинники в Древней Руси. Это были пока ещё свободные люди, находившиеся ...

Суть концепции «Москва – Третий Рим»
Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием “Москва – Третий Рим”, был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией. О самом авторе, монахе (или, может бы ...