Подготовка крестьянской реформы
Страница 2

4 марта 1859 года при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии, на которые возлагались: рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами и составление проектов законов об освобождении крестьян. Редакционные комиссии подразделялись на финансовый, юридический и хозяйственные отделы. В составе их было 38 человек: 17-представителями министерства и ведомств и 21 эксперт – от местных помещиков и учённых. Председателем Редакционных комиссий был Я.И. Ростовцев – близкий к Александру II и «беспоместный» (не имеющий, ни земли, ни крестьян) абсолютно беспристрастный, последовательно проводивший правительственную линию. Благодаря его деятельности в 1859-1860 гг. были изданы 25 томов «Материалов Редакционных комиссий» и 4 тома «Приложений» к ним.

После смерти Ростовцева в феврале 1860 года председателем Редакционных комиссий был назначен министр юстиции В.Н. Панин убеждённый крепостник, но он уже не мог существенно повлиять на деятельность комиссий и содержание подготовленных к тому времени проектов.

В связи с огромным количеством документов поступавших в Главный комитет, в марте 1858 года при Центральном статистическом комитете Министерства внутренних дел, был образован Земский отдел, призван заниматься разбором, систематизацией и обсуждением всей информации по подготовке реформы. Председателем Земского отдела первоначально был назначен А.И. Левшин, позже Н.А. Милютин – один из самых образованных и талантливых государственных деятелей той эпохи, по свидетельству современников в комиссиях он являлся «правой рукой» Ростовцева и «главным двигателем реформы».

Большинство губернских комитетов выступало за сохранение на неопределённый срок временно обязанного состояния крестьян. Редакционные комиссии не пошли на встречу этим притязаниям дворянства.

В августе 1859 года был в основном подготовлен проект «Положений о крестьянах». Предполагалось сначала обсудить его с депутатами от губернских комитетов, которых решено было вызвать в Петербург отдельными группами. В конце августа 1859 года были вызваны 36 депутатов от 21 комитета, а в феврале 1860 года – 45 депутатов от остальных комитетов.

Почти все депутаты отрицательно восприняли проект, так первая группа депутатов считала установленные нормы крестьянских наделов завышенными, а повинности за них – заниженными. Депутаты «второго приглашения» настаивали на сохранении в руках дворянства всей земли и вотчинной власти помещиков. Редакционные комиссии решили пойти на некоторые уступки. В ряде чернозёмных губерний были понижены нормы крестьянских наделов, а в нечернозёмных, преимущественно с развитыми крестьянскими промыслами, повышены размеры оброка и предусмотрена так называемая «переоброчка» - пересмотр размеров оброка через 20 лет после издания «Положений о крестьянах».

Во время подготовки реформы многие помещики решили «упредить» реформу. Одни переносили крестьянские усадьбы на новые места, другие продавали крестьян степным помещикам за бесценок, третьи вообще насильно освобождали их без земли или сдавали в рекруты. Всё это делалось для того, чтобы избавиться от лишнего числа людей и чтобы как можно меньше их число наделять землёю. Эти действия помещиков А.И. Герцен метко назвал «предсмертными злодействами помещичьего права».

10 октября 1860 года проект «Положений» был закончен Редакционными комиссиями и отправлен для обсуждения в Главный комитет по крестьянскому делу, и рассматривался там до 14 января 1861 года. Проект подвергся новым изменениям в пользу помещиков: так снова понизили нормы крестьянских наделов в отдельных районах, увеличен оброк в местностях, «имеющих особые промышленные выгоды». 28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета. На его открытии Александр II заявил – «Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства». Члены Государственного совета посчитали необходимым внести дополнение к проекту в пользу помещиков. Его внёс на рассмотрение князь П.П. Гагарин, оно предполагало право помещиков предоставлять крестьянам (по соглашению с ними) сразу в собственность бесплатно («в дар») четверть надела. Благодаря этому помещик сможет сохранить в своих руках максимум земельных угодий и обеспечит себя дешёвой рабочей силой.

Страницы: 1 2 3

Регламентация внешней торговли
Необходимость регламентации внешней торговли было также обусловлена практическим требованиями и выгодами, которые она представляет государству. В XVI — XVII веках Россия стала более активно развивать внешнюю торговлю. Еще при Василии III были заключены торговые соглашения с Данией, при Иване IV установлены прочные связи с Англие ...

Немецкий средний танк Т-3:
В1936 году фирма «Даймлер-Бенц» разработала средний танк Т-3, который в 1938 году пошёл в серию (боевая масса 19,5 т, скорость 40 км/ч, вооружение – 37мм полуавтоматическая пушка, 3 пулемёта, броня корпуса и башни – 30 мм). После кампании 1940 года Гитлер потребовал перевооружить танки Т-3 длинноствольной 50-мм пушкой. Это явилось дань ...

А.Л. Ордин-Нащекин как государственный деятель
Важную роль в развитии экономической политики и системы государственного управления середины XVII в. сыграл Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащекин (ок. 1605—1680) — сторонник укрепления централизованного аппарата государственного управления, активно выступавший против боярского местничества и заботившийся об улучшении организации управлени ...